воскресенье, 23 июня 2013 г.

Роман о Розе. В Пушкинском :)

Привет милым случайным и не случайным летним читателям! Судя по себе и по относительному затишью в блогспоте, понимаю, лето - время для особенной, совсем другой жизни. Время носить платья (у тех, кто постройнее и делать это умеет :)), кататься в парке на лодке, есть черешню, землянику и чернику, узнавать имена полевых цветов. У меня еще и отпуск на четыре месяца! Все, что было до него - назвать жизнью просто невозможно. С самого начала мая пропадаем на даче, а там такая Жизнь, что я, буквально пожиравшая книжки всю зиму в метро и за обеденной тарелкой (своего рода побег в другой мир), к стыду своему признаюсь, сейчас не читаю вообще ничего - только детям на ночь. Мое сегодняшнее возвращение в блог связано с неожиданно случившимися "московскими каникулами" - всю женскую половину семьи изгнали с дачи на неделю в связи с небольшим ремонтом. Мы с Василисой отлично проводим время. Много гуляем, наслаждаемся прелестями летней столичной жизни, ибо такие тоже существуют. Очень повезло с погодой. Сухо и прохладно. И очень зелено!

Одним из пунктов столичной культурной программы значился Пушкинский музей и выставка моих любимых прерафаэлитов. Бывает же в жизни такое! В самом любимом с детства музее (не я одна его люблю - почитайте у Оли Winged!) - выставка любимых картин! Выставка уникальная, совместная с галереей TATE Britain, привозная.

Ходила без Василисы, и хорошо что так решила, ей бы было тяжело и скучно. Приехав на Кропоткинскую и прошмыгнув в знакомую с детства низкую калитку, затрепетала. Как же давно я тут не была! А ведь живу в Москве... Этот портик, эти лохматые серебристые ели... Для меня из всех храмов, что есть в окрестностях Кропоткинской, ГМИИ - храм истинный :)


До последнего не верила, что выставка - реальность (казалось, что это неправда, что я даты перепутала, что ничего не выйдет), однако уже на "пороге" - неоспоримое доказательство того, что "на верном пути" :) На постере выставки знаменитая "Прозерпина" Россетти:


Выставка достаточно большая, много картин, кое-что прикладное, но совсем немного, просто для того, чтобы получить представление о том, чем занимался Уильям Моррис (отрез ткани - один, кусок обоев - один, гобелен - один, вышивка по эскизу - одна, комод под средние века - тоже один). К сожалению, полного перечня экспонируемых картин организаторы выставки не размещают - он есть только в каталоге, но это полноценный художественный альбом, а потому дороговато. Я выписала самое значимое из увиденного (лично для меня), но, на самом деле, почти все выставленные работы - настоящие шедевры:

  • Beata Beatrix (сильная, пугающая, очень красивая картина о смерти. Россетти пытался написать свою возлюбленную и жену Элизабет Сиддал за мгновение до её трагической смерти от передозировки настойкой опия);
  • Sancta Lilias (вот эта золотая дева с нимбом из звезд);
  • Proserpina (с плаката выставки)

  • April love (Нежная, романтическая картина о первой любви, о долгой помолвке. Я всегда ее любила по репродукциям, но только рассматривая оригинал заметила слезинку у девушки):

  • Ferdinand lured by Ariel (очень зелёная, очень смешная, просто уморительные мордашки у крылатых духов, на спинах которых восседает фея - вообще на выставке преобладали шекспировские и библейские сюжеты, античности не было почти совсем, и любимого мной средневековья маловато - разве что "Мариана");
  • Mariana
  • A Huguenot, on St. Bartholomew's Day, Refusing to Shield Himself from Danger by Wearing the Roman Catholic Badge (про веру, верность, храбрость и любовь);
  • Ophelia (картинка ниже, но, поверьте, ни одна репродукция не передаст нежность этого лица и богатство деталей);
  • The Woodman's daughter (лица детей поражают, а особенно после прочтения сюжета и осмысления их грядущих судеб. Крупная клубника у мальчика в руке смешная - художник её на рынке купил, чтобы с натуры рисовать, а в хвойных лесах, где дети встретились, поэт, скорее всего предполагал, что лакомились они все таки земляникой. Меня, дачницу, не обманешь :))
  • The Order of Release
  • The Vale of rest (о вечном... юные хорошенькие монахини на фоне живописной природы роют могилу)
  • Christ in the House of his Parents

А вот наглядное свидетельство того, что "Марианна" у нас в гостях (с сайта галереи Тейт):


  • Love leading the Piligrim (на выставке есть целый ряд работ на сюжет "Романа о Розе", и эта - одна из них);
  • Sidonia von Bork;
  • Clara von Bork (это парные портреты - иллюстрации на классический сюжет: падчерица - ангел во плоти, а молодая мачеха - ведьма. Но, поверьте, Клара со своим выводком голубят в переднике, рядом с загадочной Сидонией в пышном платье с узором из змей - проигрывает :))
Думаю, этого достаточно, чтобы выставка показалась "вкусной". Некоторые картины я видела не в первый раз. Но это всегда как в первый. Все кто может, срочно в Пушкинский! Я вдруг представила, приехали какие-нибудь, например, японцы этим летом в Лондон с другого края света, пришли в Тейт и ... ничего этого увидеть не смогли! А мы - можем :)

Мой список картин и художников, представленных на выставке, далеко не полон, но будьте уверены, что о многом я просто не успела написать. Есть картины Уильяма Холмана Ханта (в Москву привезли как минимум Claudio and Isabella и The Awakening Conscience) и многих других. Представлена безумная по своим размерам вышивка шерстью и шелком по эскизу Морриса - бедные женщины вышивали ее восемь лет! Она тоже на сюжет "Романа о розе" и, к сожалению, очень сильно выцвела.

Ну и, наконец, еще одна причина посетить Пушкинский в течение ближайшего месяца. Роман о Розе, о Розах, бушующих под его колоннадой :)






После прерафаэлитов зашла в некоторые залы постоянной экспозиции. Как всегда, с трепещущей душой, зашла в полумрак древнеегипетского зала. Что-то не так. Где моя мумия?! Они что, все передвинули? Переставили витрины? Перекрасили стены? Очень потерянная, я вступила в беседу со Смотрительницей зала, которая мне все рассказала. Переставили все в прошлом году. И стены перекрасили тогда же. С детства я привыкла искать глазами таинственно подсвеченную нишу в самом дальнем углу - а потом в ней - самую настоящую мумию в полуистлевшем свивальнике... и почти чёрную засушенную голову женщины на полке. Это было апофеозом посещения зала Древнего Египта. А теперь мумию не сразу заметишь - хотя она в самом начале зала, почти у входа. Она лежит в стеклянном кубе, но над ней зачем-то разместили крышку саркофага - так что ее почти не видно. Правда между нижней частью саркофага и крышкой любезно оставлено пространство шириною с кирпич - так что, присев на корточки, можно подсмотреть. После ремонта голова женщины исчезла, и мумия сокола тоже :( Все витрины теперь "размазаны" по стенам зала, мелкие экспонаты промаркированы неудобно - приходится сто раз "бегать" глазами и сличать номера. Стены из черных превратились в темно-синие. Со вздохом сказала пожилая Смотрительница: "Не понимаю, что и зачем они сделали. Здесь был у нас Загробный мир, Царство мёртвых, а теперь похоже на магазин. Мне не нравится! Если Вам тоже, пишите в Администрацию." Я вот тоже не понимаю, почему мумию спрятали, а голову так и вовсе убрали. Скорее всего, чтобы сделать "Загробный мир" менее пугающим, но, когда совсем не страшно ... трепет из груди не выходит... не получается просто. Волшебство и загадка ушли. Так что не все перемены к лучшему. А я вообще перемен не люблю. Так что для компенсации морального ущерба пошла по второму разу "Офелию" смотреть :)

8 комментариев:

  1. Обзавидовалась). Очень рада за вас с Василисой.

    ОтветитьУдалить
  2. Катюша, рада тебе этим летним воскресным утром!
    Спасибо за виртуальную экскурсию!
    А почему 4 месяца отпуск??? Это так чудесно ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо быть наглой и уметь торговаться :) (Хотя и то и другое - не обо мне) Я об этом отпуске договаривалась еще в мае 2012го, это было мое условие выхода на работу после декрета. Теперь вот думаю, когда и как начать торги о лете 2014го :)

      Удалить
    2. Классссс! Ты умничка!
      Начинай торги сразу же, как сможешь добраться до того, кто это в состоянии разрешить )))

      Удалить
  3. Я тоже завидую... мммм... Прерафаэлиты!.. Придётся ехать однако))))

    ОтветитьУдалить
  4. Ка-а-а-тя-я-я!! Ура! Ну, наконец-то!
    Я уж вся испереживалась, куда ты совсем пропала...
    Спасибо тебе за сказочную экскурсию, ну, как теперь тут усидеть на месте и не помчаться воочию рассматривать всю эту красоту, особенно, раз мы можем, а японцы - нет )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Света, обязательно! А после 27года июня там еще и Тициан присоседится.

      Удалить
  5. Катя, привееет!
    (отлично, что у тебя время на блог появилось)
    Спасибо за экскурсию - вчера, как ушла по ссылкам бродить, так весь день с прерафаэлитами и провела. Биографии художников с их взаимоотношения - ещё та "санта-барбара". Истории написания картин сами по себе интересны. Ну а картины, конечно же, надо живьём смотреть, тем более 100 лет в Пушкинском не была.

    ОтветитьУдалить