вторник, 1 мая 2012 г.

Мой Первомай


Недавно я заглянула в коробку со старыми письмами, которые оставила бабушка. Мечтаю, что когда-нибудь найду время и силы, чтобы уйти с головой в эти хрупкие бумаги, таящие в себе столько прожитой человеческой жизни, счастья, печали и надежд, которым лишь отчасти удалось сбыться. Письма и открытки в коробке были разложены с аккуратностью педанта, отдельные пачки перевязаны сиреневым мулине. Я заметила, что в одной из них преобладают открытки, и потянула за ниточку... Стопка открыток и пожелтевших поздравительных телеграмм расползлась по столу красочным веером, и я ощутила дыхание времени, слабое биение ушедшей эпохи. Всем нам известно это чувство - ностальгия - ему присущи и сладость и горечь. Передо мной лежали и новогодние открытки, и открытки к седьмому ноября, и восьмимартовские, и первомайские. Угадывался славный порядок, которым жила большая и дружная семья пятьдесят лет тому назад. Сезоны, праздники и теперь сообщают ритм течению нашей жизни. Новогоднее безумие, восьмимартовский переполох, всероссийская помывка окон к светлой Пасхе. И мне захотелось написать о Первомае, который до сих пор остается государственным праздником, но уже не таков, как был прежде...

Первомайские открытки 1970х

История праздника, в советские времена носившего официальное название "День международной солидарности трудящихся", кратко освещена в Википедии. Во времена СССР Первомай был очень любим народом, и дело конечно же не в политике. Дело в весне. Весна, время пробуждения природы, всегда была временем радости для людей, переживших зиму. Большинство мировых культур чествуют наступившую весну. Христианская Пасха, мусульманский Ноуруз, индийский Холи  - вот далеко неполный список. После великой октябрьской революции, когда начались гонения культа, православная Пасха попала под запрет для большинства граждан. Возникшую на месте вековой традиции пустоту нужно было срочно заполнить. Вместо церковного праздника царских времен новый режим предложил советским людям восьмое марта и, главным образом, Первомай. По рассказам родителей я знаю, что самый настоящий пасхальный кулич всегда появлялся в булочных в определенное время года. Безумно вкусный, свежий, с изюмом, он носил конспиративное имя "Кекс Майский".


"Безыдейная" первомайская открытка. Дизайн нейтрален, а
дедушкина сестра пишет: "Поздравляю тебя с наступающим весенним праздником!"
Можно только догадываться, что это Первомай.

Когда я была маленькой девочкой, первомайские демонстрации трудящихся все еще были многочисленными и очень яркими. Но мои родители, к сожалению, были домоседами, и в раннем своем детстве я смотрела шествия трудящихся по телевизору. Алые транспаранты, гигантские гвоздики из папиросной бумаги и ребятишки-счастливцы на плечах своих пап-силачей (как я им завидовала!) - все это, безусловно, поражало воображение! Как-то раз папина тетка принесла два рулона папиросной бумаги - розовой и зеленой. Мы решили, что непременно сделаем гвоздику и пойдем с ней на демострацию. Но со временем бумага перекочевала на антресоли, и я, встав на табурет и приоткрыв дверцу шкафа, все вздыхала по несбывшейся гвоздике. С появлением дачи Первомай окончательно превратился в сельхоз субботник, а потом и вовсе сгинул вместе с породившей его страной.

Первомайская демонстрация на улицах Москвы, 1 Мая 1960г.
фотограф Н.Максимов (источник)

Кому-то из моего поколения повезло больше; дизайнер блога Scrap-Tag Ульяна с упоением вспомнает: "Это было в моём родном Петропавловске-Камчатском. Помню все свои "Первомаи" с пяти лет и до двенадцати. Мы всегда выступали на площади Ленина с творческим танцевальным коллективом, а с больших деревянных лотков на улице Ленина, что ведет к площади Ленина и в Горисполком, продавались пирожные! Песочные корзиночки с грибочками! МММММ!"

Автор блога Лена Новикова тоже поделилась со мной первомайскими воспоминаниями: "В детстве я очень любила праздник 1 мая. Мы всегда ходили на демонстрацию - это был торжественный выход "в город", а жили мы на окраине, в спальном районе. До сих пор со смехом вспоминаю заветный киоск неподалеку от Лагерного сада (куда направлялась демонстрация) под названием "Ларёк" (так и было написано на вывеске: Киоск "Ларёк"), в котором нам не удавалось ничего купить, так как к нему всегда стояла огромная очередь))) Родители заранее покупали всякие интересные штучки для украшения одежды, значки, ленточки. Помню, мне так нравились пластмассовые гвоздички на иголочках, очень хотелось и себе прицепить такую, но мама не разрешала, потому что иголочка острая... Готовясь к празднику, мы с мамой брали настоящие ветки и прикрепляли к ним белые цветы и зелёные листья из плотной бумаги (типа пергаментной), это было так красиво!"

на этой открытке запечатлен исторический момент -
возведение гостиницы "Россия" рядом с Московским Кремлем

Все равно отзывается в груди Первомай очень теплым чувством - я вспоминаю о нем, послевоенном, по бабушкиным рассказам. В конце сороковых она была студенткой Московского Института Востоковедения в Сокольниках. Веселая студенченская компания всегда принимала участие в демонстрации. Это была традиция. Нагулявшись по весеннему городу, голодная орава школяров неизменно отправлялась обедать к бабе Кате, незамужней тетке моей бабушки. Тете даже не звонили, чтобы предупредить о нашествии, она всегда ждала их с супом и горячими пирожками, когда за окном шествовал Первомай.


1950е, жестяная коробка от печенья

Рассматривая старые открытки можно заметить много интесного. Дух Первомая, его характер, становится очевидным, если положить рядом открытки первомайские и революционные, к седьмому ноября. На первый взгляд они схожи - красные цветы, неизменно красные флаги. Но это не совсем так. Цветы на открытках ноябрьских - это, как правило, красные гвоздики. И только. Палитра у таких открыток более скупая, лаконичная. Черный, красный, золотой, тёмно-коричневый. В то время как Первомай на открытках 50х-60х годов характерен лазурью неба, нежной весенней зеленью, белизной яблоневого цвета и облаков, кумачом флагов и транспарантов. Цветы могут быть гвоздиками любого цвета, могут быть и не гвоздиками вовсе; в руках ребятишек колышутся воздушные шары.


Моя мама перед первомайской демострацией.
Начало 1960х.

Вот такой он, мой Первомай! Верю, что и у вас, моих читателей, найдется немало старых открыток, теплых воспоминаний о первомайских демострациях, пикниках и просто прогулках. Вспомните о бумажных цветах и маленьких красных флажках на круглой деревянной палочке, которыми было так здорово размахивать, сидя на плечах у папы! Вдохновитесь и примите участие в Первомайском задании блога Scrap-Tag! Будет здорово, если наряду с работой  по заданию вы поделитесь воспоминаниями о вашем личном "Первомае".

Мир! Труд! Май!

Статья подготовлена специально для блога Scrap-Tag. Все открытки и фотографии из семейного архива автора (если не указано иное). Отличную подборку первомайских открыток можно найти тут.

4 комментария:

  1. Кать, прочитала с интересом и удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  2. Катюша, спасибо!
    И у меня теплые воспоминания о первомае )))

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже, читая, почувствовала ностальгию! Очень интересная и добрая статья.
    А вот у нас, к сожалению, старых открыток не сохранилось - никто ими особо не дорожил.. :(

    ОтветитьУдалить
  4. Катя, очень тепло ты написала. Я прочитала и понастальгировала. Только не по тем моментам, когда трудящихся сгоняли в колонны для шествия перед трибунами. А по вечерней первомайской Москве, когда толпы гуляющих наполняли улицы города, везде светили огни иллюминации (наверно, примитивной, но ребёнком я этого не замечала) и я с папой и мамой топаю по Ленинградскому проспекту смотреть салют...

    ОтветитьУдалить